Вопрос куда девается антифриз если нигде не протекает – один из самых частых. Если подобная ситуация наблюдается исключительно зимой, то волноваться не о чем – это связано с простыми физическими реакциями, когда объем любой жидкости в холод естественным образом уменьшается.

Переживать не стоит, имеет смысл лишь периодически контролировать уровень антифриза в бачке. Но достаточно часто встречается и другая ситуация, когда без видимых причин пропадает антифриз из бачка, хотя повреждений патрубков и крышки нет, а при стоянке автомобиля традиционных луж под ним не остается. Потерю охлаждающей жидкости можно заметить не только по уровню в расширительном бачке, хотя это наиболее очевидный и заметный признак.

Как выявить течь антифриза

Признаками того, что уменьшается уровень служат неработающая система отопления, запотевания лобового стекла и скопления влаги под передними ковриками, быстрый перегрев двигателя или затрудненный набор температуры к рабочим значениям.

В этом случае причины уменьшения уровня антифриза можно попробовать выяснить самостоятельно, выполнив проверку автомобиля в таком порядке:

  • Проверить уширительный бачок и его крышку
  • Осмотреть радиатор двигателя
  • Осмотреть радиатор печки
  • Проверить корпус термостата
  • Осмотреть все места соединений и патрубки
  • Осмотреть помпу (насос системы охлаждения)

Как правило, такая проверка, если она проведена достаточно внимательно, позволяет определить куда пропадает антифриз, и самостоятельно устранить данную проблему. Тщательная проверка автомобиля – путь решения проблемы Как правило, чтобы понять куда девается антифриз из расширительного бачка, достаточно с максимальной тщательностью осмотреть двигатель. Совет. Сильно загрязненный двигатель караулит загодя помыть, после чего подождать некоторое время – в этом случае будут заметны все следы утечки (например, на патрубках).

Нарушение герметичности системы охлаждения

Одной из причин, почему пропадает антифриз из расширительного бачка, является нарушение герметичности узлов в системе охлаждения, и в частности, достаточно “проблемным” является радиатор. Одной из распространенных проблем есть банальный пробой корпусу радиатора, например, после попадания каменя. В некоторых радиаторах можно встретить сильно изношенные пластины, на которые создает свое негативное влияние етиленгліколь, что является составным элементом тосолов. На некоторых автомобилях радиаторы укомплектованы пластиковыми бачками, которые в процессе длительной эксплуатации начинают трескаться, что и приводит к потере жидкости.

Утечка из радиатора

В том случае, когда утечка антифриза происходит по вине радиатора обогревателя – это становится очевидно практически сразу, поскольку в салоне мгновенно появляется неприятный запах от которого невозможно избавится, а под панелью приборов часто растекается липкое пятно. Принимать меры в этом случае необходимо без наименьшего промедления, поскольку пары антифриза очень токсичны для человека.

В ситуации, когда антифриз убегает в масло винная помпа. Точнее ее изношенный сальник. Визуально определить это поможет лишь тщательный обзор – если внизу двигателя есть влажные пятна, почти гарантированно можно сказать, что причина именно в помпе.

Проблемы с термостатом

Частой причиной утечки антифриза является нарушение герметичности термостата, и в большинстве случаев виной тому износ прокладок. Самостоятельная диагностика этого узла не отличается сложностью. Для определения циркуляции охлаждающей жидкости по обоим кругам достаточно дотронуться до шлангов (патрубков). В нормально функционирующей системе охлаждения термостат остается закрытым до тех пор, пока антифриз не нагреется к заданным параметрам.

В это время радиатор и шланг имеют температуру ниже самого термостата. С повышением температуры клапан открывается, и горячая жидкость начинает переходить в радиатор, вызывая его постепенный нагрев (больше в верхней части). При достижении стрелки указателя температуры красной зоны обязан сработать вентилятор. Таков алгоритм работы исправной системы охлаждения.

Прорыв шлангов системы охлаждения

Прорыв шлангов и поврежденный патрубок – проблема, которая требует быстрого устранения. Для старых автомобилей, с пробегом не одну сотню тысяч проблемой наиболее часто становятся изношенные шланги. С течением времени они теряют свою эластичность, растрескиваются и не могут держать постоянное давление. Крепление в месте соединения также теряет прочность и слабеет, что может приводить к подтеканию антифриза.

В целях профилактики имеет смысл менять шланги системы охлаждения приблизительно через 5 лет эксплуатации (для иномарок – 10 лет), а для крепления применять винтовые хомуты.

Выяснить что шланги стали причиной того, что быстро пропадает антифриз несложно – достаточно внимательного обзора. Если явное повреждение хорошо заметно, то чтобы определить небольшие дефекты необходимо предварительно тщательным образом потереть все шланги сухой тряпкой и погонять двигатель на холостых оборотах. После этого места утечки охлаждающей жидкости становятся хорошо заметны. В ряде случаев придется проводить операцию по замене изношенных патрубков. При выполнении этой процедуры самостоятельно следует придерживаться определенных рекомендаций:

  • Двигатель автомобиля должен полностью остыть;
  • Для слива антифриза лучше использовать чистую емкость, поскольку он допускает многократное использование и может быть залит обратно в систему;
  • Для облегчения откручивания хомутов можно смазать их небольшим количеством жидкого масла или другим средством (например WD – 40);
  • После ослабления хомутов патрубок аккуратно снимается из горловины, но помните – практически все горловины достаточно хрупкие и легко повреждаются;
  • Прежде чем надевать новый патрубок, на него одеваются хомуты;
  • Если при одевании нового патрубка возникают трудности – не следует использовать какие-либо химические средства, допустимо лишь подержать патрубок в горячей воде;
  • Крепко затягиваются хомуты.

Попадание антифриза в двигатель

В ряде случаев наблюдается утечка антифриза в двигатель – это становится следствием повреждения прокладки головки блока цилиндров. Достаточно часто с такой ситуацией сталкиваются владельцы авто с пробегом больше 100 000 км. Пробой прокладки возникает через сильные температурные и компрессионные колебания. В наибольшей степени склонны к повреждению прокладки из паронита, а наиболее распространенной причиной такого явления становится перегрев двигателя. Самостоятельно определить, что антифриз попадает в двигатель можно по ряду признаков:

  • Антифриз может “выдавливаться” из расширительного бачка, что говорит о проникновении газов через дефект прокладки в рубашку охлаждения и создании в ней чрезмерного давления;
  • Если антифриз попадает в выхлопную трубу – это видно по белому дыму и сладковатому запаху из глушителя;
  • В случае, когда антифриз проникает в картер, быстро перемешиваясь в нем с залитым маслом, образуется эмульсия светлого цвета, а уровень масла увеличивается, что хорошо заметно на контрольном щупе;
  • Антифриз может стекать по блоку при плохом прилегании прокладки к блоку двигателя;
  • Может отмечаться беловатый налет на крышке горловины.

Итог проверки утечки антифриза

При наименьшем подозрении на утечку антифриза должна проводиться опрессовка системы охлаждения. Достаточно важной является периодическая проверка уровня антифриза – это важно делать не меньше раза в месяц, не ожидая пока его недостаток негативно отразится на двигателе.

Вообще же, при выявлении утечки охлаждающей жидкости из системы, особенно, если самостоятельно выявить место утечки затруднительно, следует немедленно отогнать автомобиль на сервис. Не стоит думать, что простым доливанием антифриза можно решить проблему его потери. Последствия, особенно если антифриз попадает в двигатель, могут быть достаточно неприятными. Например, попадание охлаждающей жидкости в цилиндры вызывает интенсивное окисление клапанов, которое может привести к тому, что их просто зажмет.